Интервью с Натальей Антонович, директором «Учебного центра эстетики и массажа Натальи Антонович»

Наталья, из различных образовательных центров ежегодно выходят сотни специалистов индустрии красоты, откуда кадровый голод, как вы видите эту проблему?

Наш учебный центр занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров эстетики и массажа. Мы выпускаем косметиков 4 и 5 разрядов, визажистов 4 и 5 разрядов. Увеличение спроса на бытовые услуги у населения предполагает открытие новых салонов, потому их будет становится все больше, а значит и специалистов нужно будет готовить больше.

Для владельцев салонного бизнеса это конкуренция, но для специалистов это возможность карьерного роста и востребованность. Потребность рынка в таких кадрах никогда не иссякнет. И дело не только в том, что многие уходят на дом или вообще уходят из профессии. Специалисты растут, у них появляется свое видение ведения бизнеса, они остаются в нем, но уже в качестве руководителей собственного бизнеса. Салонный бизнес   это бизнес, близкий к женской природе, и это хороший бизнес сам по себе.

Салоны красоты сейчас страдают от текучки кадров, как вы считает почему, и как с этим бороться?

Первое время молодые специалисты настолько заинтересованы в трудоустройстве, что наработать стаж и получить возможность повысить разряд, что в этот период времени они не бегают из салона в салон. Они держатся за место работы и стараются научиться как можно большему. Но, если специалист начинает диктовать условия, руководитель салона должен проанализировать ситуацию, и выяснить для себя, в какой ситуации он теряет больше- если отпустит мастера или если попрощается с ним. Салоны красоты высокого уровня от текучки тоже не страдают. Они настроены как на постоянных клиентов, так и на постоянных специалистов. У салонов среднего класса выход есть, и он состоит в том, чтобы максимально обезопасить себя от ухода мастера, прописав в договоре обязательную отработку и строго фиксируя средства, затраченные на обучение специалиста. Другого выхода нет. Нужно всегда быть готовым к тому, что сработает человеческий фактор.

Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Работают ли они по специальности?

Да, мы общаемся с нашими выпускниками. Большинство из них работают по специальности, и проблем с трудоустройством у них не возникает. Наоборот. Представители некоторых салонов и медицинских центров звонят и просят порекомендовать им молодых специалистов. И те специалисты, с которыми мы контактируем, работают подолгу на одном рабочем месте.  Первые полгода они набираются опыта, а последующие 2-3 года работают с удовольствием, не рассматривая предложения других работодателей.

Востребованы ли курсы вашего учебного центра? Какие люди приходят к вам учиться? Возраст? Пол?

Курсы очень востребованы, группы заполнены полностью. В основном к нам приходят люди среднего возраста. Старше 30-35 лет. Это мотивированные люди, которые хотят поменять свою жизнь и профессию. Они хотят заниматься любимым делом. Приходят люди, обдумавшие свое решение, люди, которые поставили перед собой цель, и они непременно ее добьются. Многие приходят по необходимости, потому что по стране прокатилась волна сокращений. С тех пор как отменено обязательное медицинское образование для получения профессии косметика многие просто получили возможность воплотить в жизнь свою мечту.

Приходят экономисты, бухгалтеры. Люди хотят уйти от цифр, хотят общаться с другими людьми, хотят развивать свое женское начало через профессию, несущую красоту.

Приходят люди, которые хотят открыть свой бизнес, и хотят быть в курсе всех тонкостей и нюансов профессии. Но я думаю, что все же большинство приходят, потому что это еще одна возможность. Возможность что-то начать сначала, возможность реализоваться, возможность заработать. А наша задача уже дать человеку образование, которое позволит ему работать в лучших салонах страны, оправдать его ожидание от профессии, и оправдать ожидания его будущих клиентов от посещения салона, в котором он будет работать.

Как вы относитесь к частным образовательным центрам, которые в кратчайшие сроки и за не большие деньги обещают дать качественное образование?

Основную роль в образовании играют преподаватели. Это должны быть практики высочайшего класса. Мы против того, чтобы курс преподавал один преподаватель, как это делается в некоторых учебных центрах.  Не может один человек обладать всеми необходимыми знаниями и навыками. Кто-то отличный практик, а кто-то хорошо дает теорию. И это должны быть разные люди.  Второй момент — это материально-техническая база, которой нет в небольших частных учебных центрах. Косметик должен иметь возможность обучаться на нескольких видах косметики, специалисты, обученные работе только с одной косметической маркой, придя в салон, где работают на другой, почувствует себя неквалифицированным и будет вынужден доучиваться. Изначально косметика должны обучать таким мелочам как правильная встреча клиента, вежливость, правила поведения с клиентом во время проведения процедур. Даже такие банальные вещи, как правильное расположение тела у кушетки. Если для каждого учащегося нет отдельной кушетки и набора косметики, то специалист уже не сможет работать в салоне красоты высокого уровня. Небольшие центры практикуют показательное проведение процедур, без участия учащихся.  Но выпускник таких курсов ничего не сможет сделать на фактическом месте работы. Его действия нужно довести до автоматизма еще в период обучения, а не делать это на клиентах.

Значит, чтобы открыть образовательный центр нужны немалые средства?

Не обязательно. Просто если делаешь дело, делай его хорошо. Можно открыть курсы и набирать в группу 4 человека, а не 10. Тем более занятия себя окупают. Ведь высокая стоимость курсов как раз и продиктована тем, что каждому обучающемуся предоставлены индивидуальные инструменты, косметика. Оплата курсов полностью покрывает затраты на них.

Создают ли вам реальную конкуренцию небольшие учебные центры?

Мы даже не смотрим по сторонам. Мы ориентируемся на лучшие образовательные центры ближнего зарубежья. Мы стараемся дать лучшее нашим клиентам.  Потому люди, которые идут к нам никогда не пойдут в учебные центры с сомнительной репутацией. Мы даем документы об окончании обучения государственного образца, на двух языках.  Это тоже играет роль при выборе учебного центра. Зачем же людям получать профессию, а потом вести войну за рабочее место, только потому что его документы не считаются действительными.

Насколько выгодно содержать учебный центр специалистов индустрии красоты?

Не могу сказать, что это очень выгодно. Просто я занимаюсь делом, без которого себя не представляю. Мне доставляет удовольствие давать людям образование именно в этой области.

Почему специалистов на рынке не хватает? Куда они исчезают?

Думаю, они работают дома. Но в наше время клиенты все больше ценят свою безопасность, приходя в салон, клиент доверяет не только мастеру, но и салону. Он знает, что там соблюдаются все санитарные требования, и, если у человека есть машина, для него не составляет труда проехать несколько кварталов, и прийти за услугой в салон, а не на дом к специалисту.

А кроме как на дом, специалисты из косметологии уходят редко. Вообще люди, которые пришли в эту профессию, и полюбили ее, сравнивают ее с замужеством. Хорошо, плохо, сложно или нет- если профессию человек любит, он из нее уже не уйдет.

Уйти из нее можно, только если человек понял, что это не его профессия, в этом случае он делает благо. Не стопорит свою жизнь на неинтересном деле и не занимает место, которое возможно хочет занять кто-то другой, кто-то, для кого это цель и смысл жизни, но к этому нужно еще прийти. Намного хуже, если специалист не смог реализовать себя в профессии, и вместо того, чтобы разобраться почему это произошло и принять меры по улучшению ситуации, просто бежит.